Госзакупки. С чего начать?

Госзакупки. С чего начать?

13 января 2014
Система государственных закупок в России действует уже порядка 8 лет, однако до сих пор для некоторых предпринимателей эта сфера остается по-прежнему неизвестной и малопонятной. С 1 января 2014 года законодательство в данной сфере подлежит масштабному реформированию в связи с принятием нового Федерального закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Сразу оговоримся: чтение данного материала не освобождает вас от изучения законодательства по данному вопросу, но значительно облегчает этот процесс. А потому постараемся вникнуть и разобраться в особенностях его практического применения, тем более что выработать практику применения предстоит всем, кто хочет работать с госконтрактами.

Для начала стоит определить, что такое закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, каким законодательством они регулируются и на какие общественные отношения распространяется.  

Новый Федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ №44) регулирует отношения направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, и не распространяет свое действие на отношения, связанные с: 

— оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

— закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с ФЗ N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и ФЗ N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Отдельно хотелось бы отметить, что данный федеральный закон распространяется на гражданско-правовые договоры по приобретению недвижимого имущества или аренды имущества (п. 3 ч. 1 ст. 1), в отличие от предыдущего закона. 

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 3 ФЗ №44 под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. 

К участникам закупки следует относить любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Стадия 1. Анализ рынка.

Для того чтобы определить, нужно ли вторгаться в контрактную систему в сфере госзакупок необходимо провести анализ рынка. Первый и, пожалуй, главный вопрос: нужны ли ваши товары или услуги государственным и муниципальным заказчикам. Может оказаться так, что понеся значительные затраты, связанные с подготовкой к участию в госзакупках, руководитель компании выяснит, что его предложение не востребовано в данном сегменте рынка и все усилия были напрасны. 

Поэтому, прежде всего, необходимо отследить количество заказчиков-получателей бюджетных средств и круг предполагаемых поставщиков (в том числе производителей) — ваших непосредственных конкурентов. 

При проведении мониторинга рынка следует учитывать сезонность (периодичность) проведения закупок на товары (работы, услуги) одним и тем же заказчиком и территориальное расположение заказчиков на территории РФ для реальной оценки собственных возможностей.  

Кроме того, следует выявить основные показатели результатов закупок: 

— примерный объем товаров, необходимых заказчику; 

— условия, на которых осуществлялась поставка по аналогичным контрактам (срок, периодичность, комплектность, тара и т.п.); 

— цена контракта, по которой осуществлялись аналогичные поставки. 

Более того, следует обратить внимание на ответственность поставщика (производителя, исполнителя) в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту. В этом нам поможет официальный сайт www.zakupki.gov.ru, на котором есть вся необходимая информация о проведенных закупках и заключенных контрактах.

Если анализ рынка не только не испугал Вас, но и вселил еще большее желание стать участником контрактной системы, то переходим к следующему этапу. 

Стадия 2. Подготовка.

Для участия в осуществлении закупок Вам потребуется следующий минимальный набор ресурсов.

1. Оборудованное рабочее место для специалиста, а именно: наличие компьютера, доступа в сеть Интернет (необходимый браузер — Internet Explorer 7 (8)) и нормативного материала, регулирующего данную сферу (как минимум, текст ФЗ №44 и основных постановлений к нему).

Выполнение этого условия необходимо в случае, если вы решили заниматься торгами самостоятельно, обучив штатного сотрудника, или приняв на работу специалиста с соответствующей квалификацией. Вы также можете заключить договор с консалтинговой организацией, профессионально занимающейся закупками, однако  стоит отметить, что услуги консалтинговой организации, которая возьмет на себя ВСЮ процедуру участия в закупках, отличаются достаточно высокой ценой и не каждая организация или индивидуальный предприниматель может себе это позволить. Но справедливости ради стоит сказать, что большинство субъектов малого и среднего бизнеса занимаются организацией закупок самостоятельно, прибегая к помощи отдельных специалистов (юристов, экономистов) в определенных случаях. 

2. Договоренности с контрагентами, которые обеспечат, в случае Вашей успешной деятельности в сфере закупок, поставку товаров и оказание услуг, в случае, если вы самостоятельно не производите товар, выполняете работы или оказываете услуги, т. е. гарантированный договор на поставку товара или субподряд на выполнение работ, оказание услуг.  

В противном случае, при неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта, законом предусмотрена очень жесткая мера ответственности в виде штрафа и пени (ч.6 ст. 34 ФЗ №44).

3. Получение электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и аккредитация на электронной площадке. 

В случае участия в аукционах в электронной форме, необходимо получить ЭЦП. ЭЦП выдается специальными организациями — удостоверяющими центрами (УЦ), имеющими соответствующие лицензии. Для ее получения необходимо представить в УЦ пакет документов, который зависит от типа участника закупок: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Сертификат ЭЦП выпускается на конкретное физическое лицо, являющееся сотрудником организации Участника закупок, уполномоченного на получении аккредитации на электронной торговой площадки от имени участника закупок, уполномоченного на осуществление действий по участию открытых аукционов в электронной форме (таким лицом может быть один сотрудник — директор организации или лицо, имеющее соответствующую доверенность). Ключ ЭЦП содержит информацию носителя ЭЦП, не передавайте его другим лицам.

Обращаем Ваше внимание, что с 01.01.2014 для участия в закупках в обязательном порядке применяется усиленная  электронная  подпись (ч.1 ст. 5 ФЗ №44). 

Для работы с ЭЦП необходимо установить на ваш персональный компьютер специльную программу — криптопровайдер (CryptoProCSP или Lissi CSP), посредством которой, с помощью ЭЦП, осуществляется подписание необходимых документов.

Электронные аукционы проводятся на специальных площадках. Для того, чтобы участвовать  в закупках на такой площадке, необходимо произвести аккредитацию. Правила аккредитации можно прочитать на самих площадках. Перечень документов, необходимых для аккредитации, предусмотрен ч. 2 ст. 61 ФЗ №44. Предоставление иных документов и информации не допускается.

Ниже приведен список электронных площадок:

— ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru);

— ЗАО «Сбербанк — АСТ» (www.sberbank-ast.ru);

— ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» (www.zakazrf.ru);

— ЭТП «ММВБ» (www.etp-micex.ru);

— ОАО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru).

Если Вы планируете участвовать в закупках только у определенного заказчика, рекомендуем узнать, на какой именно площадке заказчик осуществляет закупки и целенаправленно аккредитоваться на ней.  Однако, для  широкого спектра участия в закупках у разных заказчиков, понадобится аккредитация практически на всех электронных площадках.

4. Свободные финансовые средства.

Денежные средства необходимы для обеспечения поданной заявки и исполнения  контракта, которые в части обеспечения исполнения контракта с 1 января 2014 года являются обязательными (ст.ст. 44,96 ФЗ №44). Данное положение является очень существенным, поскольку в противном случае принять участие в закупках не удастся. 

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, контракта нельзя использовать до момента их возврата или отмены блокировки оператором электронной площадки (ст. ст. 44)! Фактически, данные денежные средства на время участия в закупках «заморожены» и их невозможно направить на иные нужды организации.

В следующей статье мы продолжим рассматривать процедуру подготовки к участию в закупках в контрактной системе.

Свои вопросы и пожелания присылайте на электронную почту редакции журнала «Вестснаб» redaktor@idv-online.ru или обращайтесь в компанию «Бизнес-право»: г. Красноярск, ул. Молокова, 60 (вход со двора),  (391) 28-28-054, 28-28-516, e-mail: bizneс-pravo@list.ru. 

Специалисты не только ответят на ваш вопрос, но и поделятся ссылками на актуальные законы и другие нормативные акты в сфере контрактной системы совершенно бесплатно.



Ваше сообщение успешно отправлено!
Scroll
loading