Аккумулятор особого назначения

Аккумулятор особого назначения

25 февраля 2014
Мало кто помнит, что двигатели первых автомобилей, в том числе и грузовиков, заводились специальной ручкой. Порой такая «заводка» давалась нелегко. С появлением аккумуляторов, или аккумуляторных батарей (АКБ), автомобили стало легко и просто заводить. Но и современные автомобили, особенно грузовики, иногда «капризничают» при запуске двигателя. Одна из причин — те самые АКБ. Так что же надо знать об аккумуляторах для грузовиков, чтобы машины работали в любых условиях четко и бесперебойно?

Не требуется знать до тонкостей, из чего состоит аккумулятор как таковой. Но чем больше информации будет об этом устройстве у оператора — тем понятнее станет, как с ним обращаться, как выбрать и как заменить при необходимости. 

Аккумуляторы имеют не самую сложную, но весьма любопытную конструкцию — из свинцовых пластин и раствора кислоты (электролита), которые превращают химическую энергию в электрическую и наоборот, что обеспечивает запуск двигателя, питание всех электрических устройств и помощь генератору, когда тот не справляется с нагрузкой.

Современный грузовик,  в том числе тягачи и малотоннажные грузовики, трудно представить без различных приборов, которым требуется энергия. Когда машина едет и двигатель работает, энергия в электрической цепи вырабатывается генератором, который в это же время подзаряжает аккумулятор.

Когда двигатель грузовика находится в нерабочем состоянии, аккумулятор используется и для обеспечения энергией всех электрических приборов (электростеклоподъемников, музыкальных систем, навигатора, осветительных приборов, радио, сигнализации, замков и т. д.). Поэтому важно вовремя заводить двигатель для подзарядки аккумулятора, который иначе потеряет часть своих мощностных характеристик.

Следует взять за правило периодически проверять состояние установленного в грузовике электрооборудования, которое влияет на работу аккумулятора. Например, могут не пропускать ток окисленные контакты. Если на это не обратить внимание, можно ошибочно «приписать» причину сбоя аккумулятору.

Все аккумуляторы для грузового транспорта по своему исполнению делятся на модели традиционного исполнения (обслуживаемые) и более современные — необслуживаемые.

Традиционные имеют в корпусе отверстия, которые закрываются пробками. Это позволяет контролировать плотность электролита, а в случае уменьшения его уровня — доливать дистиллированную воду (не электролит!).

АКБ необслуживаемого исполнения более совершенные, их корпус герметично закрыт, и при точном соблюдении правил эксплуатации, постоянном контроле за уровнем заряженности и напряжением на выводах они четко работают весь гарантийный период. Но такие АКБ можно устанавливать только на современные грузовики, следует предохранять их от загрязнения, вибрации, сильных ударов и следить за постоянной дозарядкой (в случае перезарядки или недозарядки батареи восстановлению не подлежат).

Ну и последнее, что надо знать и учитывать при работе на грузовиках — это то, что у тяжелых машин (тягачей, самосвалов, бульдозеров, рефрижераторов и др.) аккумуляторы больших габаритов, емкости, высокого значения стартового тока и повышенной устойчивости к вибрации и перепадам температур.

Естественный отбор

















Определим порядок ваших действий при подборе аккумулятора.

1) Познакомиться с характеристиками, содержащимися в маркировке на этикетке АКБ, и убедиться, что технические данные (емкость и пусковая мощность) совпадают или отличаются на +/- 10% от данных в заменяемом АКБ, или не хуже технических требований, записанных в инструкции автомобиля. Не лишним будет сообщить продавцу комплектацию и особые климатические условия, в которых придется работать машине. 

2) Обратить внимание на габариты АКБ, они должны соответствовать заменяемой: при больших размерах батарея не поместится на специальной площадке, при меньших — не будет закреплена как положено.

3) Попросить продавца проверить уровень электролита и его плотность (не менее 1,25г/см3);

4) Проследить, чтобы все базовые характеристики были занесены в паспорт приобретаемой АКБ, чтобы в случае ее неисправности можно было сделать возврат по гарантийному случаю; посмотреть дату выпуска АКБ, определить фактический срок полезного использования относительно даты продажи.

5) Обратить внимание на гарантийный срок: для обслуживаемых он должен быть не менее 24 месяцев, для необслуживаемых — не менее 18 месяцев (гарантийный срок до трех лет нереален, производственный брак в АКБ проявляется быстро).

6) Обязательно проверить полярность аккумулятора, она должна совпадать с полярностью заменяемой АКБ: если клемма (+) с лицевой стороны слева, а (–) справа, то АКБ имеет прямую полярность, если (–) слева, а (+) справа — обратную;

7) Обратить внимание на цены — они могут быть слишком низкими. А это уже повод для сомнений в надежности устройства. 

Обслуживание аккумуляторов для грузовиков

Конечно, все водители знают, что в АКБ нельзя заменить блоки пластин, крышку или корпус даже на заводах-изготовителях. Бракованные АКБ просто утилизируются. Срок их службы напрямую зависит от правильного обслуживания АКБ, поэтому надо:

— следить за зарядом аккумулятора, заряжая его согласно инструкции;

— помнить, что холостой режим ведет к разрядке АКБ; чем дольше АКБ остается разряженным, недозаряженнным, тем проблематичнее будет его восстановление;

— регулярно проверять уровень электролита — его снижение ведет к коррозии пластин (можно доливать дистиллированную воду, не превышая необходимого уровня — во время зарядки АКБ уровень электролита несколько повышается и может вытечь, а это кислота!!!);

— следить за креплением АКБ на площадке — типичная для плохих дорог «болтанка» легко стряхивает все, что не прикручено намертво; при всей очевидности совета, случаев, когда машина выходит из строя именно по этой причине, предостаточно; 

— следить за клеммами, они должны быть чистыми и хорошо затянутыми, не искрить;

— измерять вольтметром напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) через 6-8 часов после выключения двигателя, чтобы замедлить старение батареи;

— для защиты батареи от утечки тока при простое грузовика отключать на время клеммы бортовой сети;

— хранить АКБ в сухих неотапливаемых помещениях, беречь от света и, особенно, прямых солнечных лучей. Пробки должны быть плотно закрыты, все выступы и специальные заглушки — без повреждений;

— хранить в вертикальном положении, выводами вверх на специальных стеллажах или на поддонах заводской упаковки;

— хранить в заряженном состоянии не более 1 года (саморазряд может составить от 25 до 60% в зависимости от исполнения);

— перед закладкой АКБ на хранение, в связи с временным перерывом эксплуатации, предварительно проверить состояние заряженности батареи, измерить плотность электролита в аккумуляторах (если она ниже 1,26 г/см3, или НРЦ ниже 12,6 В, батарею следует сначала зарядить);

— защищайте АКБ от мороза, так как при 0°С она теряет 33% своей емкости, а при температуре ниже -18°С — все 50%;

— используйте зарядное устройство для поддержания заряженности аккумулятора на должном уровне: полностью заряженный аккумулятор не замерзнет до температуры -76°С, а полностью разряженная батарея может замерзнуть при 0 °С.

Вся история в трех буквах

В дополнение к знаниям основных правил эксплуатации надо разбираться в маркировке аккумулятора. Бывает, что при замене АКБ точно такую же модель уже не приобрести. В этом случае следует выбрать аналогичную, ориентируясь на емкость, полярность и габариты. Все это можно прочитать в маркировке батареи, которая соответствует европейскому или российскому стандарту. 

В Европе батареи маркируются пятью или девятью цифрами, показывающими номинальную емкость, напряжение батареи и вариант конструктивного исполнения.

60 Ah — номинальная емкость в ампер-часах (А•ч или Ah);

420 А — пусковой ток (ток холодной прокрутки при –18 °С) в амперах;

12 V — номинальное напряжение в вольтах (V или В);

1009 (пример) — дата изготовления (октябрь, 2009 год);

20 кг — масса АКБ в состоянии поставки с завода;

«+» или «–»  — знаки полярности;

«min» и «max» — отметки, между которыми должен поддерживаться уровень залитого электролита;

Маркировка АКБ по российскому ГОСТу (пример 6СТ-60А1):

— первая цифра (6) указывает на число банок, последовательно соединенных аккумуляторов;

— следующее за ней сочетание букв — назначение АКБ (СТ — стартерная);

— после дефиса идет значение номинальной емкости батареи (60 А•ч); 

— после емкости — обозначение исполнения батареи; 

Число аккумуляторов в батарее — 3 или 6, соответственно номинальное напряжение — 6 или 12 В.

Есть и другие маркировки, например, по стандарту DIN маркировку 5 74 012 068  нужно расшифровать так:

5 — «порядок» значения емкости (5 — до 100 А*час, 6 — от 100 до 200 А*час, 7 — свыше 200 А*час);

74 — емкость АКБ (74 А*час);

012 — заводское обозначение типа корпуса, типа крепления и расположения выводов;

068 — ток пуска 680 А по стандарту ЕN.

Некоторые зарубежные производители аккумуляторов для грузовых машин указывают в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска, которому по каталогу можно сопоставить величину номинальной емкости. 

Об аккумуляторах для грузовиков можно написать много, но даже в очень короткой статье следует обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности при работе с ними, особенно в случаях их запуска от внешнего аккумулятора. Быть внимательными, не курить, не распахивать одежду, снять все металлические предметы и украшения с себя, не прикасаться к кузову, перед отсоединением кабеля выключить все механизмы и всю электронику. И не забывать, что качественные аккумуляторы для грузовой техники необходимо покупать в специализированном магазине и быть спокойным за его гарантированное качество.

Терминология

Аккумулятор для грузовой машины состоит из шести двухвольтовых элементов, дающих на выходе 12 вольт, и имеет три основные характеристики:

Емкость — способность АКБ давать определенный ток за определенное время (например, емкость 40 ампер-часов значит, что в течение 40 часов вырабатывается 1 ампер, или 2 ампера вырабатывается за 20 часов);

Пусковая мощность — способность запускать холодный двигатель; это максимальная пусковая мощность, которую АКБ может выдавать за 30 секунд при -18°С;

Резервная емкость — время в минутах, в течение которого АКБ сможет давать ток 25 ампер (подменять собой вышедший из строя генератор).




Ваше сообщение успешно отправлено!
Scroll
loading