КАМАЗ: история легенды

КАМАЗ: история легенды

23 января 2014
Как бы далек ни был человек от большегрузной техники, а КАМАЗ узнает сразу. За многолетнюю историю бренда случалось немало взлетов и падений, но несмотря ни на что, марка пережила все и остается конкурентоспособной на одном рынке с MAN и Mercedes.

Большегруз оранжевого цвета

Спросите у первого прохожего на улице марку грузовика, и с вероятностью в 99% он назовет «КАМАЗ». Популярность оранжевых тягачей и самосвалов под этим брендом долгое время оставалась неоспоримой. И пусть цвет кузова уже давно не ограничивается оранжевым, КАМАЗ до сих пор крепко стоит на колесах. 

Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей заработал в 1969 году — именно с этого года начались инженерные разработки, призванные обеспечить трудолюбивых строителей Советского Союза нормальной грузовой техникой. 

В процессе поиска идеального места для завода рассматривалось 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, маленький в то время городок на Каме. Его преимущества были очевидны: город находился в самом центре бывшего Союза, судоходные реки Кама и Волга, близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки, строительными материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими, а в будущем — транспортировкой грузовиков потребителям. А наличие в регионе крупнейшей строительной организации «КамГЭСэнергострой» позволяло создать все условия для завершения строительства плотины и гидроэлектростанции мощностью около полутора миллионов киловатт-часов, возведения заводских корпусов и жилья для будущих автомобилестроителей. 

Одновременно со строительством автозавода решались огромные коммунальные проблемы, но благодаря КАМАЗу в Прикамье был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны. 

Комсомольская стройка

Темпы строительства комплекса заводов возрастали. В начале 70-х КАМАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. Будущий автозавод комплектовали буквально всем миром. Он обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации. 

Наконец, первый автомобиль КамАЗ сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года — бортовой КАМАЗ-5320. Утвержденный на год план (15 000 автомобилей) был выполнен досрочно — в октябре 1977 года и перевыполнен за год почти на треть (22 000) и завод начал получать неплохую прибыль. Естественно, в начале девяностых ОАО «КАМАЗ» стало одним из первых акционерных обществ РСФСР и Советского Союза. 

Впрочем, в 90-х годах не все пошло гладко: в связи с общим спадом производства в России и финансовыми затруднениями, на заводах КАМАЗа тоже сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Огромные мощности фактически простаивали, но к концу 1990-х усилиями руководства предприятия, при поддержке правительств России и Татарстана, удалось конвертировать долг объединения в размере 1 млрд долл. в акции предприятия, восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности. С 2000-х годов дела на предприятии стали налаживаться. В 2001 году КАМАЗ впервые за семь лет получил прибыль в 57 млн руб. 

Сегодня группа компаний КАМАЗ — крупнейшая автомобильная корпорация России и тринадцатая среди ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей. 

Дело военное и дело мирное

Предсказуемо, что столь крупный производитель грузовиков заинтересовал военные ведомства. Тесные связи в этой отрасли компания «КАМАЗ» демонстрирует уже не первый год. Автомобили военного назначения по своим техническим характеристикам превосходят многие образцы как отечественных, так и зарубежных производителей. Сейчас компания готовит новое семейство военной техники — «Тайфун», куда вошли три перспективные разработки: КАМАЗ-63968, КАМАЗ-63969, КАМАЗ-53949, а также автомобиль быстрого реагирования IVECO 65E19WM (LMV) «Рысь».

Однако большее внимание на КАМАЗе, конечно же, приковано к гражданской технике и ее продвижению на рынке. Так, в 2013 году ассортиментная линейка обрела новый вид: в серийное производство запущена рестайлинговая кабина, которая хоть и выглядит «заимствованной» у других популярных марок, все же доказывает, что в КАМАЗе есть место дизайну и эргономике.

Новый КАМАЗ получился, мягко говоря, интернациональным: едва ли не все агрегаты кроме кабины, кузова, мотора и ходовой создаются за пределами нашей страны. Впрочем, такая практика свойственна абсолютно всем крупнейшим мировым производителям. 

Париж-Дакар













Помимо, производства большегрузов, на предприятии активно развивается спортивная составляющая. «КАМАЗ-мастер» — российская автогоночная команда, специализирующаяся на участии в ралли-рейдах. Официальной датой создания команды считается 17 июля 1988 года. Это день рождения сборной страны, достойно представляющей Россию и Татарстан на международных гонках. Сегодня «КАМАЗ-Мастер» признана одной из сильнейших команд мирового автоспорта в классе спортивных грузовиков. 

C 1996 по 2011 годы пилотом команды являлся семикратный чемпион ралли «Дакар», двукратный обладатель Кубка мира, обладатель титула «Лучший гонщик России» 2003 года Владимир Чагин. В феврале 2011 года он заявил об окончании спортивной карьеры, но из команды не ушел, возглавив ее. 
На момент написания статьи команда спортсменов как раз находилась на очередных соревнованиях: в Южной Америке миновала треть престижнейшего ралли-марафона «Дакар-2014». В самом «российском» классе грузовых автомобилей лидерство удерживает французский гонщик Жерар де Рой на «Ивеко». Ближайший экипаж «КАМАЗа» из четырех оставшихся под руководством Андрея Каргинова пока идет на третьем месте. А когда журнал, наконец, увидит свет, гонка уже будет окончена. И мы верим, что наша команда и наши машины заберут свой заслуженный приз. 

Справка

Машина для ралли — КАМАЗ 4326 (4х4)
Команда использует для участия в соревнованиях различные модификации хорошо зарекомендовавшего себя автомобиля КАМАЗ-4326. Как сказано в описании на официальной странице команды, за 2013 год на всех машинах внедрены и освоены сразу несколько технических новинок. Например, все автомобили получили усовершенствованную тормозную пневмоаппаратуру Wabco и Knorr-Bremse с электронным управлением.

В 2014 году организаторы ралли «Дакар» серьезно ужесточают требования к дымности моторов, кроме того с 2016 года объем двигателей грузовиков будет ограничен планкой в 16,5 литров. В связи с этим три из пяти гоночных машин отправятся на южноамериканскую гонку с двигателями Liebherr.  Два автомобиля на Дакаре-2014 будут по-прежнему оснащены проверенным Ярославским мотором ЯМЗ-7Э846. Также как и другие гоночные команды, «КАМАЗ-мастер» продолжает работу над оптимизацией массы грузовиков. Чтобы облегчить машину, усовершенствована комплектация светотехники автомобиля, для лучшей развесовки изменена компоновка топливного бака

Фото с сайтов www.kamaz5320.ru и www.kamazmaster.ru.




Ваше сообщение успешно отправлено!
Scroll
loading